Среда, 04.10.2023, 10:23
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ РТ "СОШ №10 для детей с ОВЗ" г.Кызыла

Меню сайта
Архив файлов
Методики
ТИРО и ПК
Сетевичок
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
ПозитиFF
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Научно-исследовательские работы

Государственные языки в системе образования Республики Тыва

Носителем языка является народ. Численность населения Тувы по данным 2009 г. 313 940 чел., из них тувинцы составляют большинство населения - 82%, русские – 16%. Следовательно, национальный состав республики создает преимущества для развития тувинского языка. Как показывают наши наблюдения, на селе языковая среда функционирует в основном на тувинском языке, а в городе Кызыле – на русском и тувинском. В первом случае по многим причинам многие дети слабо знают русский язык, поэтому они испытывают определенные трудности при поступлении в высшие учебные заведения России – без знания русского языка сегодня невозможно поступить и окончить ВУЗ, получить желаемую профессию или специальность, трудно общаться со сверстниками в армии, в городе и т.п. Без знания русского языка сегодня практически невозможно изучить язык Интернет ресурса, внедрить на селе или в предприятии инновационные технологии. Язык, знание и общение сегодня являются основными звеньями технологического и социального прогресса.  Поэтому, как мы считаем,  качественное изучение делового русского языка в кожуунах должно стать одним из приоритетных задач государственной политики правительства Республики Тыва.

Во-вторых, в городе Кызыле, где проживает 35% населения республики, ведущим языком делового общения является русский и тувинский языки. И здесь проблема двуязычия стоит весьма остро, беспокоя внимание не только политиков и государственных мужей, но и простых горожан. Простой пример, на русском языке ведутся многие телепередачи, выходят известные в республике газеты, в магазинах и банках разговариваем на русском. С точки зрения тувинского языка, если родители дома  беседуют на родном языке, то дети, посещая ясли-сады, разговаривают на русском. Поэтому многие городские дети при поступлении в школу не знают свой родной язык, хотя понимают его, а некоторые слабо знают как русский, так и тувинский языки, общаются друг с другом на ломанном русско-тувинском билингвизме. Даже языком это трудно назвать.

В России вследствие исторически сложившейся урбанизации и индустриализации, кардинального сокращения доли местного коренного населения и ассимиляционной языковой политикой государства многие народы теряют свой национальный язык. В Хакассии, Калмыкии сегодня стоит вопрос о возрождении национального хакасского или калмыцкого языка. В частности хакасский язык был отнесен международными экспертами к языкам, находящимся под угрозой исчезновения. Основным критерием для подобного сурового диагноза стало катастрофическое сокращение детей, говорящих на родном языке, даже в населенных пунктах с компактным проживанием хакасов. На наш взгляд, такая тенденция грозит и детям кызылчан, хотя она на стадии развития.

Новая языковая политика России после распада Советского Союза была сформулирована в 1991 году в «Декларации  о языках народов России» и в Федеральном законе «О языках народов РФ». В этих документах языки народов России провозглашаются национальным достоянием Российского государства, находящимся под его защитой. Республики в составе России наделяются правом законодательного закрепления статуса, сфер и форм функционирования языков народов, проживающих на их территории. Как мы знаем, государственным языком Республики Тыва являются русский и тувинский языки, обеим языкам народов многонациональной Тувы даны равные возможности для развития и самореализации. Однако социологические опросы говорят о том, что многие учащиеся школ слабо осведомлены об этом. Опрос показывает следующую картину: на вопрос «назовите государственный язык Республики Тыва» из 100 опрошенных государственным языком республики назвали тувинский язык 68 респондентов. (См. таблицу №1). Правильно ответили лишь 20 чел.

Относительно знания русского языка. Практически каждый опрошенный  знает русский язык, многие свободно владеют языком. Не знание русского языка показал учащийся школы №10 (1 чел.), 6 чел. понимают язык, но не разговаривают. (См. таблицу №2)

Подобная же картина со знанием тувинского языка. Слабое знание тувинского языка показала учащаяся школы, тувинка по национальности, проживающая в г.Кызыле. Учащаяся школы №2 – национальной школы нашей республики, отметила, что не знает родного языка. (См. таблицу №2)

 Из результатов опроса видно, что языком общения русский и тувинский языки отметили 56 % опрошенных (см. таблицу №4).

На вопрос «на каком языке Вы думаете?» из 100 опрошенных 49 чел. Назвали родной язык, 34 чел. – русский и тувинский языки. (См. таблицу № 5).

Из общего числа опрошенных 59 % респондентов признались, что им легче переписываться и читать литературу на русском языке. (См. таблицу № 6).

Скорее всего, подобная картина обусловлено тем, что на русском языке литературу найти намного легче, чем на тувинском. Кроме того литературный тувинский язык очень сложный для понимания, где много архаизмов и диалектов. Ребенку порою бывает очень трудно прочитать текст на тувинском языке и пересказать его содержание.

На вопрос «Назовите язык общения с детьми дома» 64 чел. назвали тувинский язык, а 28 чел. предпочитают дома разговаривать с детьми на двух языках. (См. таблицу № 7).

Из общего числа опрошенных больше половины респондентов предпочитают разговаривать в школе и других общественных местах на русском и тувинском языках. (См. таблицу № 8-9).

Таким образом анализ материалов социологического опроса среди учащихся школ  показывает, что больше всего двуязычие наблюдается у тувинских ребят, многие из которых свободно владеют русским языком, предпочитают пользоваться литературой на том же языке, многие думают на обеих языках. Им намного легче усвоить школьный материал, именно такие дети-билингвисты более общительны и толерантны, чем монолингвисты.

Результаты исследования показывают, что для учащихся школ родной язык все еще остается фактором этнической социализации.

Несмотря на официальный статус и меры поддержки тувинского языка сегодня число носителей тувинского языка в г.Кызыле сокращается, особенно среди подрастающего поколения. Все носители тувинского языка — билингвы и свободно владеют русским языком. Большинство свободно говорящих по-тувински людей относится к старшим возрастным группам и проживает в кожуунах..
республики.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.-  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%.

Т. Г. Боргоякова доктор филологических наук Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова г. Абакан, 2005 - http://www.khakasia.com/forum/archive/index.php/t-240.html.;  Боргоякова Т. Г. Миноритарные языки: проблемы сохранения и развития. – Абакан, 2000;  Карпов В. Г. О языковой ситуации в Республике Хакасия // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках : Материалы Всероссийской научной конференции. – М., 1994;  Конвертация: Хакас Чонның Сайты www.khakasia.com (http://www.khakasia.com)

Скачать статью

Категория: Научно-исследовательские работы | Добавил: Росида (20.02.2015) | Автор: Ашак-оол Л.Б.
Просмотров: 1067 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Вход на сайт
Новости
Сегодня материалов нет.
Архив файлов
[31.08.2021][Документы]
Календарный учебный график ГБОУ РТ «СОШ № 10 для детей с ОВЗ" на 2021-2022 учебный год (0)
[02.09.2021][Документы]
Приказ об организации учебного процесса на 2021-2022 у.год. (0)
[17.05.2021][Документы]
Отчет мероприятий, посвященных 76-летию Победы в Великой Отечественной войне. (0)
[03.03.2021][Документы]
План мероприятий по предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на 2019-2020г. (0)
[02.01.2021][Документы]
Приказ Минобрнауки РТ от 29.12.2020 №1241-д "Об утверждении алгоритма действий руководителей (0)
[19.03.2021][План работы]
План работы весенних каникул (0)
[01.12.2020][План работы]
План мероприятий декады, посвященной Всемирному Дню инвалидов (0)
[30.10.2020][План работы]
Перспективный план работы педагогов-психологов на 2020-2021 учебный год (0)
[18.12.2020][Документы]
Постановление о реорганизации ГБОУ РТ "СОШ №10 для детей с ОВЗ" (0)
[02.01.2021][Документы]
Отчет о проведении республиканской профилактической операции «Ура, каникулы!» (0)
Госуслуги
Будни
Онлайн-опросник
Оценка качества

ГБОУ РТ "СОШ № 10 для детей с ОВЗ" © 2023