Вторник, 25.06.2019, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ РТ "СОШ №10 для детей с ОВЗ" г.Кызыла

Меню сайта
Методики
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сетевичок

Каталог статей

Главная » Статьи » Научно-исследовательские работы

Практический опыт организации занятия с детьми с расстройством аутистического спектра

Данная тема на сегодняшний день является актуальной для педагогов и родителей, так как в последнее время все чаще обсуждается вопрос о расстройстве аутистического спектра, и о том, как проводить занятие с детьми с расстройством аутистического спектра.

Приведем пример построения индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики.

          Цель: снятие мышечного напряжения рук и развитие координации движений.

          Задачи:

- стабилизация эмоционального фона с помощью песочной терапии,

- обогащение тактильного опыта,

- повышение мотивации к занятиям,

- развитие сенсорного восприятия,

- развитие мелкой моторики,

- развитие познавательных процессов,

- воспитание аккуратности.

- коррекция психоэмоционального напряжения, работа со страхами, тревожностью, невротическими симптомами;

Оборудование: световой стол для рисования песком, изображения бабочек.

Перед началом посещения занятий проводится семейная консультация, во время которой выясняются трудности, испытываемые ребенком, проводится необходимая диагностика. Родителям и ребенку рассказывается о групповых занятиях, о том, как они проходят, о целях, и дается время на принятие решения.

Первый этап – адаптационный, предназначен для детей с РАС.

В прохождении этапа участвуют: педагог-психолог и ребенок, по необходимости могут быть вовлечены родители. Педагог-психолог рассказывает ребенку о цели встречи, о содержании занятий, на какое время рассчитано занятие, уточняет, согласен ли ребенок. Далее объясняются правила.

Вот примерное содержание занятия: Приветствие с учащимся. Я очень рада приветствовать тебя сегодня на занятии. Давай мы возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодец, а сейчас повторяй за мной:

Вводная часть

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянул, (Протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки)

Доброго утра тебе пожелало! (Прижать ладони к груди)

Психолог: Теперь, давай разомнем наши пальчики. Выполним развивающие кинезиологические упражнения:

Упражнение 1. «Угадай пальчик» Психолог садится за стол напротив учащегося и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его показать на другой руке или назвать тот палец, который педагог в этот момент трогает.

Упражнение 2. «Колечко». Учащийся поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Психолог: Скажи, а какое сейчас время года? Ответ: осень.

А в какое время играют снегом? Ответ: зимой.

А в какое время года играют песком? Ответ: летом.

Снега ждать осталось не долго, а вот до лета ждать долго. Я знаю такое волшебное место, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть. Ты хочешь туда отправиться? Ответ: да.

Давай пофантазируем, дай мне свою руку, закрой глаза (даем ребенку потрогать песок с закрытыми глазами). Как ты думаешь, что это? Ответ: песок.

Правильно – это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде, чем мы начнём занятие с песочком, давай вспомним правила работы с песком:

1. Нельзя брать песок в рот – можешь подавиться!

2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.

3. Нельзя намеренно рассыпать песок.

5. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

6. После игры с песком – помой руки!

Психолог: Ты запомнил все правила! Молодец!

         Основная часть

А теперь положи руки на песок, погладь его. Что ты чувствуешь? Какой он на ощупь? Ответ: мягкий, теплый, сыпучий.

Психолог: Давай аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуй, как приятно стало ладошкам.

Упражнение 3. «Узоры на песке»

Психолог: Посмотри, в нашем песочном столе нет радости и жизни. Давай вернем красоту этому маленькому миру. Ты любишь рисовать? Я тебе предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давай нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. (Психолог рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумай свой узор, рисунок.

Замечательно! Посмотри на свои узоры, тебе они понравились?

Упражнение 4. «Зеркальное рисование» Учащемуся предлагается поочередно пальцами обеих рук рисовать одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы на песке. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

Психолог: Скажи пожалуйста, а какие геометрические фигуры ты знаешь? Молодец. А на какую геометрическую фигуру похоже солнышко? Ответ: на круг

Психолог: А теперь, давай нарисуем наше солнышко.

Упражнение 5. Игра – упражнение «Песочное солнце»

Цель: Создание рисунка на песке, с использованием техники «темным по светлому», методом посыпания. Учащийся на песке рисует круг, посыпает песком; посыпает лучики солнца. Способ рисования лучей: набираем песок в щепотку, плотно прижимаем пальцы к экрану и медленно двигая, разжимаем, постепенно высыпая песок. Получается тонкая полоска.

  • Посмотри какое красивое, радостное солнышко у тебя получилось. Молодец! Ты справился с заданием. Наше солнышке нам улыбается, давай мы тоже улыбнемся ему.

Упражнение 6. «Рисование бабочек».

Психолог: Посмотри, к солнышку прилетели бабочки. Расположи их на столе и нарисуй их песочком.

Ученику предлагается оценить свою работу. Понравилась ли работа, что получилось, что не получилось.

Психолог: Ты хорошо потрудился, великолепно выполнил все задания и наверно устал. Я предлагаю тебе немножко отдохнуть. Давай перейдем в нашу зону для релаксации. Займи удобное положение на пуфике, закрой глаза и расслабься.

          Заключительная часть

Упражнение 7. «Релаксация»

          Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Ложись в удобное положение. Закрой глаза и представь, что ты лежишь на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок. Высокое голубое небо. Ты чувствуешь себя абсолютно спокойным и счастливым. Ты отдыхаешь, слушаешь шум прибоя, наблюдаешь за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушиваешься к своему телу. Расслабься. Представь себя всего целиком и запомни возникший образ. Теперь потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза, медленно сядь, теперь аккуратно встаем. И вот мы снова оказались в школе. Рефлексия

Психолог: Сегодня мы провели огромную работу. Ты очень постарался, Молодец. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали ты? Какое у тебя настроение? (слушается ответ учащегося).

Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком обязательно помой руки.

В заключении считаю необходимым отметить, что педагогическая работа с ребенком с РАС – это работа единой команды, в которой участвуют с одной стороны школа, с другой стороны родители, с третьей стороны врачи, с четвертой специалисты других учреждений, в которые семья или школа обратились за помощью и поддержкой, а также и сам ребенок занимает активную позицию. Только совместными усилиями, работая согласованно, можно оказать действенную помощь такому ребенку, помочь ему адаптироваться в обществе, овладеть школьными навыками, стать полноценным членом общества, не испытывать постоянных страданий. Мир детей с РАС своеобразен и зачастую непонятен людям, сталкивающимся с ним. Это может вызывать тревогу, страх, агрессию, отторжение. Поэтому специалисты должны не только работать с конкретным ребенком, но и осуществлять просветительскую деятельность среди других детей, взрослых. Важно помочь им принять особенного ребенка таким, чтобы относиться к нему также, как к обычному.

Категория: Научно-исследовательские работы | Добавил: Росида (26.02.2019) | Автор: Сентябрь Виктория Андреевна
Просмотров: 45 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Аудиоролик
Новости
Сегодня материалов нет.
Госуслуги
ТИРО и ПК

ГБОУ РТ "СОШ № 10 для детей с ОВЗ" © 2019